Танцевальная терапия

А Вы любите танцевать?

Сегодня мне хотелось бы немного поговорить о танцевальной терапии или ее разновидности – практике свободного танца. Это практика, опирающаяся в своей основе на идеи одного из классиков психотерапии – Карла Густава Юнга, но также имеющая в своей основе много и от телесно-ориентированной терапии.

Представьте, что Вы находитесь в танцевальном зале, на полу паркет, но все танцуют босиком, а не в обуви как обычно. Играет музыка, и это чем-то напоминает дискотеку, хотя происходит днем и совсем не подразумевает употребление психоактивных веществ (алкоголя и уж тем более наркотиков). Занятие ведет инструктор, который негромко на фоне музыки проговаривает определенные рекомендации, которые скорее похожи на предложение движения, чем на четкие инструкции. Люди двигаются под музыку. Иногда их движения легкие и плавные, иногда резкие и активные. Кто-то погружен в себя, другие больше открыты к взаимодействию с окружающими.

Так зачем же люди туда приходят? О чем и зачем это все? Нужно сказать, что помимо непосредственно танца, этот процесс имеет и несколько других уровней.

Во-первых, на подобных занятиях нет жестких правил и догм поведения. Естественно есть общие правила этики: Ваше поведение не должно мешать окружающим, но на этом в общем-то правила и заканчиваются. Вы вольны делать все, что считаете нужным: Вы можете стоять, лежать, сидеть, двигаться медленно или быстро, участвовать во взаимодействии с другими или полностью отказаться от этого. Ваше поведение, пока Вы двигаетесь под музыку, подчинено только Вашему внутреннему выбору и это создает уникальное состояние свободы, которое не очень часто можно ощутить в нашей повседневной жизни. Это открывает перед участниками неограниченные возможности самовыражения через движения тела. Для Вас может отрыться очень много нового о Вас самих, о Ваших мыслях и чувствах: почему Вы выбираете двигаться именно таким образом, какая музыка Вам больше откликается, какие мысли и чувства приходят к Вам во время танца? Это один из способов познакомиться со своим глубинным «Я», лучше осознать свои потребности и, возможно, какие-то ограничения, и, однозначно, повысить свою осознанность.

Во-вторых, в таких занятиях есть и очень важный социальный аспект. Все подобные занятия в той или иной мере подразумевают определенное социальное взаимодействие между участниками. Иногда инструктор предлагает объединиться в пары или более крупные группы и танцевать вместе. При этом опять же остается полная свобода выбора в способе взаимодействия: это может быть танец на расстоянии или танец в более тесном контакте, Вы можете следовать за движениями партнера или не обращать на них внимания, Вы можете вообще отказаться и не вступать во взаимодействие с партнером и остаться в своем индивидуальном танце. Любое Ваше поведение в этой ситуации, любой Ваш выбор не подвергается и не может быть подвергнут какой-либо оценке в этом танцевальном сообществе.

Однако, Вы можете очень многое почерпнуть из опыта такого взаимодействия: что это говорит о Вас, о Вашем взаимодействии с миром и окружающими? Отражает ли Ваш выбор на танцполе то, какой выбор Вы обычно делаете в жизни? Устраивает ли Вас Ваш выбор или Вы хотели бы вести себя каким-то другим образом? Танцпол в этом случае прекрасное место для проведения экспериментов. Это пространство, где Вас принимают любым, и Вы можете попробовать повести себя не так как обычно. Если Вы всегда принимаете приглашение к взаимодействию со стороны других людей, возможно Вам будет интересно в какой-то момент отказаться от него и посмотреть, как Вы при этом будете себя чувствовать? Если Вы обычно отказываетесь от взаимодействия, Вы можете в какой-то момент решиться и открыться ему: улыбнуться другим людям, проявить активность в совместном танце. А, возможно, Вас абсолютно все устраивает, и Вы не хотите экспериментировать, а просто хотите отдаться танцу и своим движениям. И все это будет правильно для Вас.

В-третьих, нельзя не упомянуть и о существенном целительном эффекте таких занятий. Помимо пользы, которую нам приносит физическое движение, есть еще один важный аспект работы с внутренними блоками и зажимами, который отсылает нас к работам по телесно-ориентированной психотерапии Александра Лоуэна. Под воздействием нашего взаимодействия с миром, окружающими нас людьми, в результате принимаемых нами решений и испытываемых чувств в нашем теле могут образовываться внутренние блоки и зажимы. Вспомните, когда Вы тревожитесь, Ваше тело может как бы сжиматься в отдельных областях, мышцы в этих местах напрягаются. Если тревога быстро уходит, то и такой мышечный зажим быстро расслабляется, но если состояние тревоги возникает часто или является хроническим, то и зажим появляется часто, а в какой-то момент может превратиться в хронический.

В конце концов наше тело привыкает жить с подобными зажимами, возникшими у нас в результате различных страхов, тревог, стрессов и других эмоций. В какой-то момент мы настолько привыкаем жить с этими зажимами, что уже не замечаем их. Однако, эти зажимы не являются безвредными, они могут пережимать свободное течение крови, лимфы в нашем теле, нарушать работу внутренних органов, что приводит к возникновению болевых симптомов, а иногда и болезней.

Один из способов справиться с этим – расслабить мышечные зажимы. Это можно делать различными способами: с помощь массажа, медитаций, различных расслабляющих техник, даже через работу с сознанием и подсознанием. Танцевальная терапия в этом случае тоже прекрасная помощница. Наше тело – это уникальный механизм, созданный природой, и способный на самоисцеление. Если мы чувствуем, что у нас что-то где-то затекло или пережато, нам хочется потянуться, выпрямиться, возможно сделать какие-то движения, чтобы расслабить мышцы. Проблема в том, что в большинстве случаев мы можем этого не осознавать или ограничивать свои возможности в этом, т.к. живем в обществе и далеко не всегда и везде можно просто потянуться, подвигать ногой или рукой, размять шею. Обстоятельства часто требуют от нас соблюдать этикет, и мы остаемся с напряженными мышцами, с нашими привычными блоками и зажимами.

На танцполе же открывается огромная возможность для работы с этими состояниями. Можно просто позволить телу двигаться так, как оно хочет, и оно само найдет способы освободиться от внутренних блоков и зажимов. Не зря, на таких занятиях часто заклеивают зеркала, чтобы они не отвлекали танцоров от созерцания своих внутренних состояний. На этих занятиях важно не то, как выглядит Ваш танец, а то, что именно Вы чувствуете, когда танцуете, когда даете себе возможность проживать свои внутренние состояния в танце, когда позволяете музыке полностью заполнять Ваше тело и вдохновлять его двигаться именно таким образом, как оно само выбирает. Это дарит невероятную свободу и приносит оздоровление.

Вместе с этим также нужно иметь в виду, что освобождение от внутренних блоков высвобождает и те эмоции, которые были за ними скрыты (страх, стресс, тревогу и др.), поэтому любые практики нужно делать аккуратно и не переусердствовать слишком сильно. Очень важно всегда прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу и давать своему телу передышку, если это необходимо. Нам очень важно быть упорными и двигаться вперед, но также важно помнить, что иногда лучше «Передохн’уть», чем «Перед’охнуть».

Если Вы еще не знакомы с практикой танцевальной терапии, приглашаю Вас, если у Вас будет интерес, погрузиться в этот чудесный мир танца и свободы, который сегодня доступен уже во многих местах и даже online. В общем-то ничто не мешает нам танцевать в любой момент, когда нам этого захочется и делать это самостоятельно. Просто включите музыку и отдайтесь танцу!